Цифровая утопия. Виртуальная галерея по мотивам выставки
Начало XXI века во многих странах мира совпало с тотальной компьютерной колонизацией: в кармане каждого человека лежит гаджет, дома стоит персональный компьютер, роботы управляют автомобилями. Цифровая реальность уже мало кого удивляет, став частью повседневной жизни. Диапазон оценок влияния дигитальных медиа на человека колеблется от восторгов и поклонения искусственному интеллекту до демонизации технологий. Создавая эту выставку, мы стремились показать свою интерпретацию разных граней цифрового мира.
Он видится нам в самых разных ракурсах как пространство научных прорывов, торжества математического знания, виртуальной и дополненной реальности. Все эти вариации мы попытались осмыслить, используя инструментарий современно искусства и ориентируясь на ключевую для нас идею цифрового мира как утопии. В этом году отмечается 500-летие этого жанра. С 1516 года – с момента создания знаменитой «Утопии» Томаса Мора – человечество заплатило слишком высокую цену попыткам сделать утопию реальностью, но не разочаровалось в ней окончательно.
Ведь стремление к идеалу дает сильнейший импульс к развитию. Утопия – это неприятие несовершенства и ограниченности окружающего мира, это свобода фантазии, желание преодолевать границы. Мы уверены, что наша приверженность медиа не только не убивает в нас умение мечтать, но выводит его на новый уровень.
Выставка расположилась в небольших боксах – лабораториях новой реальности. В нашем проекте объединились математики, физики, медики, программисты, историки, филологи, дизайнеры. Все вместе мы попытались преодолеть границу между наукой и искусством ради того, чтобы больше узнать о мире, где правят цифры, а значит, и о реальном мире.
Утопия № 1. Формула вселенной
В 1967 году французский и американский математик Бенуа Мандельброт опубликовал исследование «Какова длина побережья Великобритании?». В нем он обосновал понятие «фрактала» – математического множества, обладающего свойством самоподобия. В монографии «Фрактальная геометрия природы» Мандельброт продолжил изучение таких множеств и пришел к выводу, что фрактальными структурами обладает огромное количество природных объектов (кристаллические решетки, морские раковины, кроны деревьев, снежинки). Идеи Мандельброта можно рассматривать и более широко в контексте теории бесконечной вложенности материи. Ее сторонники развивают мысль о фрактальной структуре мира: строение атома подобно строению скоплений галактик, одни и те же элементы повторяются на многих уровнях. Невольно рождается утопическая идея описать вселенную в виде цифр и формул, выразить ее в математической функции, а значит, найти какой-то универсальный код, расшифровав который можно получить ключ ко всем тайнам природы и, тем самым, найти путь к гармонии.
Утопии № 2 и 3. Город-сад и Глобальный мир
В 1898 году английский социолог-утопист Эбенизер Говард выпустил книгу «Города-сады будущего». В ней он доказывал: типичный город с рутинным образом жизни «от звонка до звонка» в эпоху развитого промышленного производства должен превратиться в город-сад со множеством зеленых зон, выставок, культурных учреждений, в пространство комфорта и творчества, задающего определенное качество жизни.
Спустя сто лет отчасти эти манящие идеи реализуются на пермском заводе оптического кабеля «Инкаб». Зеленые, желтые, розовые перекрытия превращают рутинное производственное пространство в приветливое, дружелюбное и комфортное. Это территория красоты технологий. Ее увидели и зафиксировали участники мастер-класса художника и фотографа Вячеслава Смирнова.
«Инкаб» производит оптический кабель. В сущности, это кровеносная система цифрового мира: именно по оптоволокну «течет» информация, виртуальная реальность проникает в каждый дом, создавая питательную почву для еще одной социальной утопии – идеи глобального мирового Интернет-сообщества, в котором каждый человек связан с каждым, все получают одинаковый доступ к информации, способны бесконечно расширять свои возможности благодаря новым медиа, что неизбежно приводит к социальному равенству и справедливости. «Инкаб» в каком-то смысле – завод по производству новой реальности.
Каталог личных утопий
Капитан Немо построил «Наутилус» как оружие против английских колониалистов и лабораторию для исследований морских глубин. Но фантастический корабль из романа Жюля Верна стал одновременно и подводной обителью, в которой капитан скрывался от мира, обретая свободу и спокойствие.
В третьем разделе выставки авторы презентуют проекты своих технологичных арт-объектов. Вслед за капитаном Немо они используют технологии не только для создания новаций, но для выражения собственных чаяний и надежд, для высказывания о сокровенном. В своих работах они сопротивляются популярным представлениям о дегуманизации человека в цифровом мире, пытаются обжиться в цифровой реальности и создают свои личные утопии.
Проект комнаты-инсталляции «Колебание» выражает желание попасть в волшебное пространство максимального комфорта (что бы это слово ни означало), «Идеальный собеседник» – стремление найти конструктивный способ внутреннего диалога с самим собой. «Человек-текст» отражает мечту о беспроблемной коммуникации между людьми, а приложение «Шарм зла» – побуждает практиковать идеальные грехи для переосмысления собственных моральных норм, оставаясь при этом в комфортных условиях.
Каждый автор примеряет на себя роль изобретателя, придумывающего новую технологию, и роль художника, использующего возможности науки для создания актуальных смыслов современной культуры.
Проекты созданы в рамках трехдневного интенсива сайнс арт-группы «Куда бегут собаки» (Екатеринбург).
Шарм зла |
Оркестр рукопожатий |
Отражение |
Моя Галерея |
Человек = текст |
ТЧК |
Идеальный собеседник |
Колебания |
Смотритель |
О проекте
Выставка «Цифровой мир» – результат работы творческой лаборатории, в рамках которой студенты, преподаватели и выпускники пермских вузов вместе с художниками и исследователями изучали взаимодействие науки и искусства. На лекциях и обсуждениях участники лаборатории узнавали о цифровом искусстве, сайнс-арте и медиа-арте, анализировали причины сотрудничества ученых и художников, форматы их совместного творчества.
12-21 мая 2016, СДК ПГНИУ.
Совместный проект Пермского государственного национального исследовательского университета и музея современного искусства PERMM.
Куратор выставки: Анастасия Шипицина.
Координатор проекта: Динара Гагарина.
Экспозиция: Любовь Шмыкова, студия «Кама».
Эксперты: Сергей Тетерин, Дмитрий Галкин, творческое объединение «Куда бегут собаки», Вячеслав Смирнов, Галина Шеремет, Светлана Проничева, Василий Поляков.
Художники: Валерия Пермская, Анастасия Пермякова, Алекс Этевут, Евгений Грачёв, Василя Янко, студия «Кама», Александр Агафонов, Руслан Кузяев, Ксения Мохова, Андрей Паньков, Анна Динер, Антон Казымов, Максим Жиганов, Мария Гилёва, Мария Столярова, Диана Корсакова, Георгий Костин, Павел Соколов, Мария Ильина, Екатерина Винокур, Юлия Ященко, Анатолий Ященко и другие участники творческой лаборатории «Цифровой мир».
При поддержке министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в рамках грантового конкурса «Арт-резиденция».