5

Science Art: искусство фотографии

Фотография состоит из двух составляющих: искусства и науки. Именно благодаря сочетанию этих двух элементов, сегодня фотография стала удачным представителем современного искусства и, в частности, сайнс-арта.

Появившись в XVIII веке, фотография была очень далека от искусства и воспринималась исключительно техническим инструментом для решения исследовательских вопросов, сохранения информации о людях и фиксирования окружающей действительности (портретная фотография, фотография в газетах и т.д.). Многие из первых фотографов никогда и не называли себя художниками — это были ученые и инженеры, химики, астрономы, ботаники. Для них фотография была инструментом осуществления наблюдения. Именно внешняя объективность фотографии и ее техническое происхождение отдаляли ее от возможности называться произведением искусства. И с появлением фотографии художники начали стремиться к иному изображению окружающего мира, закладывая первичность идеи и вторичность средств её выражения. Но вместе с тем, новая форма создания изображения все же привлекала людей с опытом деятельности в сфере живописи и искусства в целом, например, Луи Дагер и Надар.

Одна из причин, по которой ранние фотографии не рассматривались в качестве произведения искусства, — это, просто говоря, то, что они не выглядели как искусство: никакая другая форма изображения не обладает таким серьезным уровнем детализации. Американский изобретатель Сэмюэл Морзе говорил, что столь тонкая детализация действительности не может быть задумана.

1

Однако в XIX веке благодаря активной деятельности фотохудожников, которые все же воспринимали фотографию как искусство и приложили множество усилий, чтобы поправить её положение, фото получает шанс быть вписанным в орбиту «настоящего искусства». Они использовали разные техники проявления фотографий, вручную накладывали по несколько негативов и у них получилось… Получилось создать с помощью технического оборудования картину. Именно с картиной ассоциировался ряд фотографий, созданный посредством разнообразных манипуляций фотохудожников.

2

В XX веке все же фотохудожники достигают успеха и начинают серьезную выставочную деятельность.

«В нашу эпоху нет произведения искусства, которое созерцали бы так внимательно, как свою собственную фотографию, фотографии ближайших родственников и друзей, возлюбленной». (с) Alfred Lichtwark, 1907

Фотография получает признание художников и критиков. Американский арт-критик Клемент Гринберг в 1946 году писал, что фотография является самым прозрачным из художественных сред. В этот период объективность фотографии напротив становится аргументом в пользу искусства. Фотохудожник, не имея широкого спектра инструмента передачи идеи, был ограничен лишь действительностью. И должен был с невероятной тщательностью продумать создание своего арт-объекта, провести огромную работу, быть просто гением, чтобы в полной мере передать главную идею, заложенную в произведение. Хорошую службу для репрезентации фотографии в искусстве сослужил концептуализм, отодвинувший на задворки «догмы классического искусства».

3

Пройдя столь длинный путь от науки к искусству, сегодня фотография активно используется в сайнс-арте. И является одним из самых частых и удобных способов создания таковых арт-объектов.

Наиболее часто к фотографии обращаются ученые-биологи, химики, медики, физики, астрономы. Благодаря макросъемке, многомиллионному увеличению для них становится возможным показать людям то, что никогда никто не видел и с трудом представлял. Будь то кристаллическая решетка, оболочка клетки или далекие галактики. Такие фотографии завораживают и уносят в фантастический мир невообразимой науки. Отражая ту самую объективную картину, фотография способна, благодаря идее фотохудожника, создать для зрителя абсолютно новую вселенную неизведанного и прекрасного.

645

Хелен Пэйнор, бакалавр в области биологии, в области фотографии и инсталляции, а также доктор философских наук, занимается искусством фотографии уже достаточно давно. Сегодня она известный художник. В своей докторской диссертации Хелен искала взаимосвязь или даже примирение материалистического и культурного, духовного в человеческом теле. Этот лейтмотив наблюдается и в творческой работе, противостояние и в тоже время единство материального и духовного.

7

Но безусловно произведения искусства в сайнс-арте создают не только ученые, но и потрясающие художники. Одним из таковых является Дэн Пэйтон, занимающийся всю свою жизнь фотографией. Он не просто создает прекрасные изображения, он использует методы XIX века для большей эмоциональной окраски. В основном среди его фотографий встречаются пейзажи и образы бытовой жизни, которым придается неестественный цвет с целью отразить не только ретроспективный взгляд на окружающий мир, но и преемственность, взаимосвязь времен.

89

Возможности фотографии безграничны, ее содержание полностью зависит от взгляда автора и его идеи. Идея – это именно та компонента, которая превратила фотографию в произведение искусства. И независимо от того какая техника и метод применяется, ценность произведения определяется способностью донести до зрителя мысли и эмоции художника.